Жозеф Буатье де Кольта

Шумная толпа рассеялась по залу, свет погас. Витош присел в углу кафе, тем самым, заняв наблюдательную позицию. В тот вечер было на что посмотреть! Молодой фокусник Жозеф Буатье устроил свое представление на сцене малоизвестного лионского ресторанчика. Он писал цифры, которые загадывал зал, на черной доске, не дотрагиваясь до нее. Народ был в восторге: дамы возбужденно визжали, кавалеры пытались разоблачить. Блеск в глазах, продуманные умелые движения, импровизация прямо на сцене создавали впечатление талантливого дарования. 'А у этого парня неплохо получается… Правда, без личного обаяния, зато с каким мастерством и знанием дела!' Через полчаса Витош уже разговаривал с Жозефом за бокалом вина, а через несколько недель началась великая карьера, великого иллюзиониста, которая создала немало загадок и оставила массу нераскрытых ТАЙН.

Жозеф Буатье де Кольта – парень, которого встретил Юлиуш Витош в тот день, стал впоследствии одним из самых известных иллюзионистов и фокусников всех времен и народов. В начале 20-го века он гастролировал по всей Европе и демонстрировал чудеса, которыми восхищались и пытались перенять. Но Буатье унес их секрет с собой в могилу, даже не оставив после себя наследника своего таланта, сказав, что талант иллюзиониста, как и любой другой – от Бога. Он придумывал свои фокусы самостоятельно, не доверяя никому воплощения в жизнь своих фантазий. Никаких традиционных трюков, только собственные номера, отточенные в мастерстве исполнения. Многие из них до сих пор исполняются иллюзионистами на мировых аренах, но большинство так и остались неразгаданными.

А начиналась карьера великого фокусника в городе Лионе, где Жозеф жил вместе со своими родителями и собирался по желанию отца посвятить себя церкви и службе священника. Отучившись некоторое время в семинарии, молодой человек решил оставить ее ради Академии художеств. Отцу пришлось смириться с выбором молодого человека, так как спорить с упрямым нравом Жозефа было бесполезно. Но тут Буатье захватило новое увлечение – фокусы. Они манили его своей загадочностью. Сначала это были несложные карточные комбинации, которыми он развлекал друзей и знакомых. Потом он стал демонстрировать и более сложные фокусы: извлекал из платка горящие свечи, писал слова и цифры на черной доске, не прикасаясь к ней. Тогда и произошла та самая судьбоносная встреча с родственником матери, фокусником Юлиушем Витошем де Кольта, выступавшим тогда в Лионе. Эта встреча окончательно решила судьбу Жозефа. Они встретились в кафе, где выступал Жозеф Буатье, и проговорили весь вечер за бутылкой вина. Странствующий фокусник сразу разгадал, что у талантливого юноши впереди будущее великого иллюзиониста и, не задумываясь, пригласил его в свою труппу. Жозеф бросил академию и против воли родителей стал странствовать вместе с Витошем. Гнев отца был неумолим, сын ушел из дома без гроша в кармане и, вдобавок, сопровождаемый тысячами проклятий. Но молодого человека не пугало ничего и он вместе с труппой направился в Швейцарию.

С 1870 года Буатье побывал в Италии, Германии, Англии, России. Он стал ведущим артистом труппы и начал ощущать себя скованно в рамках бродячей команды. Витош де Кольта, который в этом 'дуэте' был лишь администратором, вскоре вернулся в Венгрию, а Жозеф начал самостоятельные гастроли. Новую жизнь иллюзионист начал с новым именем. В знак благодарности своему учителю, на свет появился Буатье де Кольта.

Со своими номерами фокусник объехал весь мир. И везде он демонстрировал все новые и новые иллюзионные трюки. В его репертуаре были манипуляции, которые он исполнял безукоризненно, фокусы с мелкой аппаратурой, а впоследствии грандиозные иллюзионы. Многие из них вошли в 'золотой фонд' иллюзионного искусства. Каждый новый трюк многократно превосходил старый. Казалось, что фантазия выдумщика неисчерпаема. Соперники наперебой пытались выкрасть у Буатье секрет механизма того или иного фокуса. Бывали случаи, когда злоумышленники проникали в его гримерную, вырезали отверстие в ящике с реквизитом и подсматривали устройство диковинной аппаратуры. Но фокусник смирялся с последствиями своей славы и в отместку изобретал новый трюк. На многие свои иллюзионы Буатье взял патенты. Среди них – появление платков из тарелок и зажженных свечей, аспидные доски, где 'сами собой' появляются надписи, стеклянный кубик, из которого возникают два платка, фонтан из карт, складные цветы и многое другое. Все эти трюки запатентованы иллюзионистом в Лондоне в 1873-1891 годах.

Знаменитый трюк Буатье де Кольта – 'Исчезающая клетка'. На глазах у изумленной публики у иллюзиониста из рук испарялась клетка с живой птицей. После этого Буатье быстро снимал с себя сюртук и бросал зрителям для осмотра, и, получив обратно, опять вынимал из него клетку с птицей, которая снова исчезала. Никто так и не смог раскрыть секрет этого таинственного исчезновения. Буатье разрабатывал его в течение трех лет и остался единственным его исполнителем по сей день. Вскоре фокусник подготовил еще несколько аналогичных трюков.

…Лестница, как всегда, стояла посередине арены, зал, как всегда, был в предвкушении. Буатье еще раз проверил, насколько плотно лестница прижата к полу. Вдох. Прожектора слепили глаза и мешали сосредоточиться. Выдох. Этот трюк всегда выжимал его до последнего, но он стоил этого. Опять вдох. До конца лестницы оставались три перекладины. Выдох. Еще секунда и он должен повторить то, что повторить кроме него не сможет никто и никогда. Вдох. Прыжок…

Фокус с лестницей всегда приводил зрительный зал в изумление. Артист делал невозможное! Он поднимался по лестнице высотой в семь метров, изолированной от всего окружающего, и, дойдя до верхней ступеньки, неожиданно растворялся в воздухе. Лестница стояла в центре манежа, в лучах прожекторов, окруженная со всех сторон зрителями. Казалось бы, Буатье никуда не мог деться. На глазах у сотен человек происходило настоящее чудо, объяснений которому просто не было. Потом фокусник под удивленные возгласы толпы неожиданно появлялся на том же месте, как будто ничего не произошло. Фотографирование происходящего не давало объяснений, снимки не показывали абсолютно ничего! Много лет над этим трюком бились сотни иллюзионистов по всему миру. Строились догадки, проводились эксперименты, но безрезультатно. Буатье – единственный, кто смог осуществить подобное.

Не меньшей популярностью пользовался трюк с исчезающей женщиной. Ассистентка садилась на стул. Чтобы доказать, что она изолирована от пола, Буатье просил ее встать и под ножки стула подкладывал развернутую газету. Затем на девушку накидывалось яркое покрывало. Под таинственные заклинания мастера, одеяло скидывалось, но ассистентки уже не оказывалось. На сцене оставался лишь стул на газете. Этот номер Буатье впервые продемонстрировал в 1882 году в Гамбурге. Роль ассистентки исполняла его жена.

Фокусник очень любил проводить манипуляции с различными вещами, на глазах у зрителей совершая настоящие чудеса. Например, в Лондоне он показывал номер под названием 'Черный кабинет', в котором предметы под его руководством летали по воздуху. Неведомая сила поднимала в воздух столы, стулья, вазы, графины и другие предметы, а затем все это мгновенно исчезало.

Но его коронным номером считался трюк с кубиком. Этот номер впервые был показан на публике в 1902 году. Иллюзионист готовил его к показу долгих семь лет, прежде чем убедиться в том, что он достоин быть представленным всеобщему обозрению. В ряду его экспериментов с исчезновениями – это был настоящий шедевр. Буатье выходил на сцену с маленьким чемоданчиком и объявлял: 'В нем находится моя жена!' Зрительный зал взрывался смехом. Из чемоданчика он вынимал игральную кость, черный кубик высотой в пятнадцать сантиметров, ставил этот кубик на прозрачный столик. Фокусник делал повелевающее движение рукой, и кубик мгновенно начинал увеличиваться в размерах. Достигая метра в величину, он переставал расти. Тогда фокусник брал его в руки и раскрывал. И, о чудо! Там сидела, скрестив ноги, мадам Буатье.

Все трюки Буатье казались очень простыми в исполнении. Своими естественными, отточенными движениями он приводил публику в оцепенение. Его трюки удивляли тогда и продолжают удивлять сейчас. Его имени посвящены циклы статей и заметок в журналах и газетах, ведутся споры и ходят слухи. Современные мастера воспроизводят трюк с кубиком, пользуясь средствами и материалами, которые еще не были известны в конце прошлого века. Но настоящую ТАЙНУ так никто и не смог разгадать. Жена Буатье после его смерти, по завещанию фокусника, уничтожила всю аппаратуру, которой пользовался иллюзионист. Все записи и схемы сгорели по его строжайшему завещанию. Буатье не оставил после себя ничего, кроме загадки…

По материалам сайта http://minskmagic.com

Хостинг от uCoz