Арутюн Акопян (1918-2005)

Арутюн Амаякович Акопян родился в Ереване в 1918 году. По настоянию отца (кузнеца-молотобойца) Арутюн закончил строительный техникум, работал на "Армстрое". В 1937 году его в числе лучших строителей командировали в Москву для продолжения образования. Поступил в Московский институт землеустройства. Но однажды на эстрадном концерте Акопян среди участников впервые увидел артиста-фокусника. С тех пор все свободное от занятий в институте время он стал отдавать фокусам.

Позже Арутюн поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе им. Кухмейстера, а затем - в Мосгосэстраду.

Артистические достижения Акопяна получили достойную оценку. Ему присужден первый приз на Международном соревновании иллюзионистов 1937 года в Коломбо (Цейлон), а два года спустя в Париже он получил высшую награду - «Гран при» - золотую медаль с изображением прославленного иллюзиониста Робер-Удена - и почетный диплом ассоциации французских фокусников.

В годы войны Акопян выступал по большей части на передовой. Тысяча шестьсот выступлений на фронтах - немаловажное дело.

В 1950 году артист был удостоен почетного звания заслуженного артиста Армянской ССР, а в 1961 - звания народного артиста Армянской ССР.

Начиная с 1960 годов, Акопян стал теснить на вторые роли всех остальных манипуляторов-фокусников, не использующих специальных сложных приспособлений и полагающихся почти исключительно на ловкость рук.

Гениальный фокусник-иллюзионист был известен тем, что почти полностью отказался от обычного в этом жанре сценического реквизита. Он был иллюзионистом - манипулятором. Уследить за движением его рук, и распознать секрет фокусов было не возможно.

Кроме сценической работы в оригинальном жанре, Арутюн Акопян также снимался в кино. В 1955 году в фильме "Княжна Мэри", а в 1969 – в картине "В тринадцатом часу ночи". А в шестидесятых годах он выпустил книгу секретов своих фокусов.

Французская «Пари жур» в ноябре 1959 года писала: «Номер иллюзиониста Акопяна - это чудо. Это великий мастер манипуляции». Брюссельская «Ле суар» в 1961 году высказалась напрямик: «Акопян, манипулятор изумительной ловкости, поразил публику. Он извлек из куска материи миниатюрный спутник, послушно занявший свое место на орбите, и доказал тем самым, что пропаганда нигде не теряет своих прав».

Высокая артистичность, пластика, обаяние и, главное, поразительная техника манипуляции отличали его выступления. Один, с пустыми руками выходил он на пустую сцену и в течение полутора часов держал зал в напряжении, перенося нас в волшебное царство невероятного.

Талантливый иллюзионист передавал свой опыт молодежи. Несколько лет он вел отдел «По ту сторону фокусов» в журнале «Юный техник». Он выступал и как постановщик: в театре на Малой Бронной подготовил исполнителя главной роли в спектакле «Волшебник изумрудного города».

… В одном из парков Еревана несколько лет назад установлена скульптура «Мальчик, продающий воду». В городе ее называют «маленький Акопян».

ОТРЫВОК ОДНОГО ИЗ ПОСЛЕДНИХ ИНТЕРВЬЮ АРУТЮНА АКОПЯНА:

— На эстраде я почти сорок лет, - говорит Акопян, - в моем репертуаре свыше тысячи трюков. Но примерно лет двадцать тому назад я почувствовал, что мне стало неинтересно выступать с фокусами, которые показывают на эстраде многие артисты. Обмануть зрителей (а ведь именно к этому сводится наша профессия) с помощью вот такого ящичка или такой бутылки - нехитрая штука. К слову сказать, вы, наверное, знаете, что на Западе есть даже специальные магазины для любителей фокусов, где можно приобрести самую разнообразную иллюзионную аппаратуру.

Мне захотелось создать свои фокусы, придумать свои манипуляции - такие, которые кроме меня не делал бы никто. Трудно это было? Да, трудно. Не сочтите это преувеличением, но в прошлом бывало, что я репетировал по восемнадцати часов в сутки, да и сейчас моя тренировочная норма - четыре часа в день. А репетировать для манипулятора - это значит прежде всего тренировать руки, добиваться необычайной ловкости, быстроты и точности движений. Вот я беру какой-либо предмет, будь то платок или игральная карта, и чувствую его каждой клеточкой ладони, каждым суставом пальцев. Я могу удержать этот предмет там, где у других он никогда не удержится. Могу мгновенно спрятать его, молниеносно перебросить с одного места на другое... Как-то на конкурсе за рубежом, когда я одной рукой манипулировал двумя колодами карт, члены жюри никак не хотели поверить, что у меня на ладони или на запястье нет каких-то скрытых приспособлений. А их не было: руки, и только руки.

Вы, вероятно, видели у меня трюк с разорванной афишей. На глазах у зрителей я рву афишу на мелкие клочки. Потом, комкая эти обрывки, расправляю их - и афиша оказывается целой. Убежден, что вряд ли найдется такой наивный человек, который всерьез поверит, что я каким-то образом собираю, «склеиваю» разорванный лист бумаги. Скорее всего, думают зрители, он подменяет афиши. Да, подменяю! Но вот как я это делаю, в какой момент происходит подмена - никто не замечает. И в этом, на мой взгляд, прелесть трюка.

Бывает, что во сне вдруг привидится новый фокус. Вскакиваю с постели, зажигаю свет, начинаю пробовать, репетировать...

Не поймите меня, пожалуйста, так, будто я противник иллюзионного искусства, которое, естественно, не может существовать без специальной аппаратуры. Мне, например, очень нравится, как работают в цирке иллюзионисты Игорь и Эмиль Кио - они артистичны, у них хорошо поставленные красочные аттракционы, оригинальная аппаратура. Есть интересные мастера этого жанра и на нашей эстраде. Но каждому, как говорится, свое: они - иллюзионисты, я - манипулятор. Я предпочитаю выступать без реквизита, когда руки и только руки творят чудеса, удивляющие зрителей.

История иллюзионного искусства насчитывает более пяти тысяч лет, его приемы, возможности, средства, по существу, безграничны. В своих книгах, в журнале я рассказываю о простейших фокусах, которые можно показывать дома, в концертах художественной самодеятельности, но никак не на профессиональной эстраде. Молодым артистам полезно знать эти фокусы, но включать их в репертуар вряд ли целесообразно. Без постоянного стремления к новизне, к оригинальности в нашем жанре делать нечего. Нужно искать, придумывать свои трюки, вырабатывать свой образ, свою манеру сценического поведения. Именно так я старался воспитать сына Амаяка, который, как вы знаете, тоже выступает на эстраде с иллюзионным номером.

По материалам сайта http://www.fokusnik.ru
Хостинг от uCoz