Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов ( г.р. 1910 )
Анатолий НОВОЖИЛОВ родился 21 ноября 1910 года в Финляндии. В 1917 году его семью выслали в Россию за приверженность советской власти. Подростком в 1924 году он поступил в ФЗУ. В 1927 году стал модельщиком пятого разряда. И уже тогда, в ученические годы, Анатолий пристрастился к цирку. В 20-е годы он уже выступает в программах в Днепропетровске, Умани (цирк Дротянкина), на Волге у Васильева, в Херсоне (у дяди Пуда), в Николаеве в коллективе под руководством Чарского - в самом различном амплуа - в качестве акробата-эксцентрика, акробата-прыгуна, коверного, музыкального эксцентрика.

Однажды в Бердичеве, куда выехали с программой артисты, один из участников представления иллюзионист Бен-6ахар, решив, что успех зависит лишь от него, потребовал себе 50 процентов сбора. Труппа возмутилась. Особо протестовал юный НОВОЖИЛОВ. Бен-Бахар уехал. Тогда, с согласия товарищей, НОВОЖИЛОВ взялся заменить Бен-Бахара. В течение трех дней он, изготовив своими руками все необходимое, удачно показал номер иллюзии. Это было в 1929 году.

Интересно возникновение его псевдонима. Одно время Анатолий НОВОЖИЛОВ работал вместе с эксцентриком-акробатом Алексеем Григорьевичем Швецовым. Инициалы Швецова и послужили для образования псевдонима: лаконичного 2-ШАГ-2, которое и появлялось на афишах. Псевдоним этот Анатолий Сергеевич сохранил и после 1930 года, когда перестал выступать в акробатическом дуэте.

Потом судьба привела Анатолия ШАГА в Харьков. Здесь он сделал легкую аппаратуру для фокусов, манипуляции, успешно прошел просмотр в филармонии. Вслед за демонстрацией фокуса шло его разоблачение и тут же - новое засекречивание. Для тех лет это было непривычно. Одновременно ШАГ выступал как чтец, конферансье, акробат, танцор. Лишь через два года для ШАГА-НОВОЖИЛОВА жанр иллюзии стал главным. Произошло это так. Призванный в армию, он был включен в концертную команду Дома Красной Армии. Тогда, в 1934 году, он создал иллюзионно-трансформационный аттракцион "У них и у нас". После демобилизации, продолжая совершенствовать аттракцион, ШАГ создал новое представление "Ось Берлин - Рим - Токио" (1938 г.). В самый канун Великой Отечественной воины он показал аттракцион "Если завтра война".

После войны ШАГ выпустил аттракцион "Победа" (1946 г.), в основу которого положил фельетон "Это сделано у нас". Масштабнее и политически острее был новый аттракцион ШАГА "На цирковой и международной арене" (1951 г.). Так, например, американский рабочий просил у дядюшки Сэма хлеб. Тот преподносил ему на блюде огромную буханку. Когда рабочий брал ее, у него в руках оказывался танк. Броско решалась тема долларовой помощи. ШАГ на вопрос коверного "Что это такое?" - брал огромный чеканный доллар, бросал его коверным. Как только доллар попадал к ним, руки их оказывались прикованными к доллару длинными цепями. Они старались высвободиться, вырваться из цепей, но цепи еще крепче сжимали их.

В новом аттракционе "Чудодей Егорыч" (1956 г.) ШАГ исполнял три роли - старшего униформиста Егорыча, факира и артиста во фраке, демонстрирующего трюки. Эти превращения-перевоплощения происходили мгновенно перед зрителем на манеже.

Сам Анатолий ШАГ так рассказывает о появлении этого аттракциона:

«Работать с одной программой больше пяти лет мне было неинтересно. После войны вообще было так заведено - если аттракцион три года не делал сборов, его расформировывали в номер. Как-то и я попал в такую переделку. Как-то раз вызывают меня с гастролей по Дальнему Востоку в Москву. В чем дело? Не пойму. Как всегда «добрые люди» подсказали, мол, решено просмотреть твой аттракцион и расформировать его. Ну, думаю, этот номер у них не пройдет! Кое-как упросил дать мне 10 дней на подготовку к выступлению перед ответственной комиссией. За ночь написал сценарий комического аттракциона, перевел весь коллектив на «военный режим», то есть работу по 16 часов в сутки. Так родился мой "Чудодей Егорыч". К моему удивлению и радости, он так понравился всем строгим начальникам, что сразу получил «прописку» на манеже Московского цирка на Цветном бульваре. Пожалуй, мне и сегодня не стыдно повторить эту работу. Но где найти исполнителя, который сможет сыграть три разных персонажа — униформиста, элегантного иллюзиониста и загадочного факира?! Конечно, злые языки, пытаясь поссорить меня с Э. Т. Кио, утверждали, что я использую трех близнецов. Но я - изобретатель и в чужих идеях не нуждаюсь. Задолго до появления знаменитого фильма «Фантомас», я уже пользовался пластическими масками!»

Авторству ШАГА принадлежит трюк "Кипящий котел" в представлении "Под цыганским шатром" (1956 г.). Котел этот по ходу действия цыганки наполняли молоком, а потом из котла в хороводе цветных фейерверков появлялась героиня. Участвовал ШАГ в разработке и создании фокусов для водной феерии к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году. В детском представлении "Последний звонок" (1959 г.), поставленном режиссером Н. Зиновьевым на стадионе "Динамо", демонстрировалось изобретенное ШАГОМ превращение двухсот черно-коричневых парт в белые палатки, а у школьников в это время зимняя форма превращалась в летнюю пионерскую одежду.

Еще из подобного рода работ ШАГА, покоряющих удивительной фантазией и изобретательностью, было его хождение по воде, которое он демонстрировал на водном стадионе в Лужниках в пантомиме "Волшебный кристалл" (1960 г.), осуществленной режиссером А. Арнольдом.

Значительной в творческой биографии ШАГА-НОВОЖИЛОВА была его деятельность в качестве руководителя Белорусского коллектива. Совместно с Д. Вуросом он написал сценарий циркового представления "Будьте здоровы, живите богато!". Для этой программы ШАГ придумал и изготовил реквизит аттракциона, в который входили и появление цветущего сада и поля ржи. Этот прославленный трюк продолжал эксплуатироваться в аттракционе народного артиста России Юрия Авьерино, а затем был продан выступающему сейчас молодому иллюзионисту Руслану Марчевскому.

Программа Белорусского коллектива шла сплошными аншлагами во всех городах страны, но Шаг уже загорелся новой идеей - он мечтает создать в Ялте уникальный «Цирк-аквариум». Вскоре макет необычного зрелища украсил кабинет Министра культуры СССР. Вопрос о его строительстве был поддержан крымскими властями и руководством Союзгосцирка. ШАГ с головой погружается в реализацию задуманного им проекта. И вдруг катастрофа! Первого секретаря Крымского обкома партии переводят в другую область, первого секретаря горкома снимают с работы, а генерального директора Союзгосцирка переводят в ГИТИС. Их преемникам «Цирк-аквариум» оказался не нужен.

В 1972 году Шаг получил приглашение от главного режиссера Большого театра Бориса Покровского на постановку иллюзионных сцен в опере «Руслан и Людмила».

Анатолий ШАГ рассказывает:

«Чудес я там натворил предостаточно. Вот Руслан и Людмила обращаются с молитвой к Перуну, что тут начинается - сверкает молния, гремит гром и прямо из рук жениха исчезает невеста. Или когда Людмила в отчаянии собирается утопиться. Стоило ей броситься в воду», как, едва всколыхнувшись, озерная гладь превращается в маковый луг. Она собирает цветы, но вдруг словно ветер пробегает по лугу, и тот становится дворцом Черномора. Сказочная опера получилась наперекор всему - капризам именитых исполнителей, закулисным интригам и даже моей клинической смерти. Двадцать два часа три смены врачей вытаскивали меня с того света... И, как сказал позже главврач, только потому и вытащили, что в реанимационную вбежал Покровский и дико закричал: «Вы должны его спасти, у меня премьера срывается!»

После премьеры в Большом театре и успешных гастролей спектакля на сцене знаменитого Ла-Скала Анатолия Сергеевича уговаривают вернуться в цирк. Он соглашается при условии, что ему дают возможность поставить на манеже пантомиму «Руслан и Людмила». Конечно, в цирковой версии он воспользовался театральными наработками. И все же творение великого Пушкина более полно раскрылось цирковыми средствами. Здесь Людмила пряталась от Черномора, укрывшись шапкой-невидимкой, злой волшебник летал под куполом на своей собственной бороде, увлекая за собой Руслана, а чего стоила сцена с «живой головой»! Удивительные превращения сменялись замечательными номерами, будь то «Медвежья баня» Игоря Петрухина или «Скоморохи» в исполнении Станислава Щукина и Валерия Серебрякова.

В сентябре 1979 года при переполненном зале премьера «Руслана и Людмилы» открыла новый сезон в Ленинградском цирке. Также триумфально прошла пантомима и в Московском цирке на проспекте Вернадского.

Всю свою долгую жизнь Анатолий НОВОЖИЛОВ доказывает, что чудеса возможны не только в сказках. Сколько Анатолий Сергеевич придумал невероятных трюков, а затем показал их при всем честном народе на цирковом манеже! Многие из них вошли в классический репертуар иллюзионистов, а некоторый реквизит до сих пор используется Российскими артистами.

По материалам сайта http://www.fokusnik.ru

Хостинг от uCoz