Вернувшись в Россию, Кио стал работать на различных сценических площадках с маленьким иллюзионным номером, а затем, в конце 20-х годов перенес свои выступления на цирковую арену. Вскоре, значительно разнообразив свой репертуар, он стал показывать зрителям большой иллюзионный аттракцион, занимающий целое отделение цирковой программы. Выступая, поначалу, в восточном стиле, он вскоре отказался от псевдотаинственности, стал выходить на арену в обыкновенном вечернем костюме, и предложил зрителям не чудеса, а веселое, ироничное шоу, ввел в свои выступления клоунов, и сделал жанр, некогда мистический, искусством, отмеченным юмором высокой пробы. Все свои программы Э.Т. Кио создавал в содружестве с режиссером А. Арнольдом. В репертуаре артиста были не только выдающиеся трюки, но и тематические, пронизанные драматургией номера, театрализованные сценки и даже пантомимы, решенные иллюзионным путем. До Э.Т. Кио крупные фокусники не работали на арене цирка. Цирковой манеж (из-за кругового зрительского обзора) считался непригодным для их выступлений. Э.Т. Кио первым перенес свое представление на арену, и теперь, спустя много десятилетий, его имя впрямую ассоциируется с понятием Цирк. Э.Т. Кио был среди первых артистов, которым довелось «прорубать окно в Европу», то есть представлять наше искусство зрителям Запада и Востока, и завоевать советскому цирку безоговорочное звание лучшего цирка мира. Его гастроли за рубежом пользовались сенсационным успехом. Так, например, заканчивая гастроли в Бухаресте (1957 г.) по просьбам зрителей он дал последнее представление на большом футбольном стадионе, вмещающем 80 тысяч человек, все билеты на которое были распроданы за один день. Все его выступления проходили при неизменных аншлагах. Огромные Дворцы спорта, вмещающие до 20 тысяч зрителей в Лондоне (1959 г.), в Копенгагене (1960 г.), в Токио (1961 г.) и других мировых столицах всегда были заполнены до отказа. Гастролируя в стационарных цирках страны, на протяжении всей своей творческой жизни, он давал по 150-200 аншлаговых представлений в каждом городе. Э.Т. Кио прожил уникальную жизнь в искусстве – он никогда не имел конкуренции. Э.Т. Кио не стало 18 декабря 1965 г. Он умер в г. Киеве, где проходили его гастроли. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
|||