Сказано, скорее, для того, что бы подчеркнуть таинственность происходящего, скрыть и ничего не сказать по существу. В Уставе Международной Ассоциации магов записано: "Умение показывать фокусы отнюдь не детская забава. Это, прежде всего, искусство для взрослых, искусство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, искусство, оттачивающее ум и дающее наслаждение". Красиво сказано, но тоже не раскрывает сути. Заглянем в словари, энциклопедии. И в этих солидных изданиях мы не находим ответа. "Искусный трюк, ловкая шутка основанные на проворстве и ловкости рук, обмане зрения", не проясняют вопроса.
Оказывается, "вид циркового и эстрадного искусства" основывается на использовании специальных аппаратов и тому подобном. По аналогии, балетное искусство тогда основывается не на танце, а на пуантах и пачках? И ещё: "широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения". Дадим слово Я. И. Перельману. Он пишет: "Мы часто говорим об "обмане зрения", "обмане слуха", но выражения эти неправильны. Обманов Чувств нет. Философ Кант метко сказал по этому поводу: "Чувства не обманывают нас не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят". Что же тогда обманывает нас при так называемых "обманах" чувств? Разумеется, то, что в данном случае Судит, то есть наш собственный мозг. Действительно, большая часть обманов зрения зависит исключительно оттого, что мы не только видим, но и бессознательно Рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Это обманы Суждения, а не чувств. Ещё два тысячелетия назад древний поэт Лукреций писал: "Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка".
Я. И. Перельман: очень интересное замечание я нашел у старейшего русского конферансье А. Г. Алексеева в его книге "Серьёзное и смешное". Году в двенадцатом-тринадцатом в Киеве появился какой-то человек с иностранной фамилией и русским произношением. Афиша его гласила: "Строго научный сеанс гипноза! Отгадыватель чужих мыслей! Непостижимо! Научные профессора в загадочности". Я посмотрел его два раза и подметил приём, с помощью которого он, задавая вопрос, сообщал партнёру слова, нужные для ответа, и составил свой код. Уже через несколько дней мы с Милотиной выступали у себя в театре с "ненаучными и непсихологическими сеансами". А. Г. Алексеев подметил приём! Как и в любом виде деятельности человека, в иллюзионном искусстве есть свои приёмы. Они основаны на психологии, способах мышления зрителя, его физиологических особенностях. Есть приёмы технические. Действия фокусника, на самом деле, не представляют собой чего-то необыкновенного, сверхъестественного. Они просты, естественны и логичны, но зрителю они представляются невероятными потому, что фокусник применил приём, в результате чего зритель сам сделал ошибочный вывод и поверил в него. В известном фокусе с картами из перетасованной колоды зрителю предлагают взять любую карту и показать её остальным зрителям. Зритель сам выбирает карту, показывает её всем и по просьбе фокусника кладёт карту в левый карман пиджака фокусника. Фокусник тут же достает эту карту из правого кармана своего пиджака! В этом фокусе зрители видели, как один из них сам выбрал карту. Все это видели, и в этом убеждён сам зритель, выбиравший карту. На самом деле фокусник так дал выбрать карту, что у зрителя не было возможности взять другую карту. Тут фокусник мог использовать колоду, состоящую из одинаковых карт или применить какой-либо манипуляционный способ форсировки карты. В любом случае у зрителя не было выбора, как только взять такую же карту, как ту, что фокусник заранее положил в свой правый карман. Фокусник применил приём "Форсировка", используя колоду для форсирования (форсировочную). Зритель рассуждает примерно так: Как могла карта попасть из левого кармана в правый карман фокусника? Ну, допустим, карта лежала там заранее. Но как тогда фокусник мог узнать, какую я выберу карту? Зритель уверен, что взял карту сам. В этом и заключается приём "Форсировка". Исполнить трюк ему помог реквизит – форсировочная колода карт. Учитывая ход рассуждения зрителя, его направляют по заранее предопределённому пути. В этом и состоит приём иллюзиониста. Исполняются приёмы с помощью приспособлений. Иногда простых, а иногда довольно хитроумных, сложных. Чем проще приспособления, которыми осуществляется приём, тем легче, изящнее проведение фокуса, и тем больший эффект фокус производит на зрителя. С чем работает иллюзионист? С шариками, платками, коробками? Нет, он "работает" с человеком, со зрителями. Коробки, трости, цилиндры это только вспомогательный реквизит, как инструмент у каменщика. Не всё, что летает самолёт. Так и в фокусах. Не всё, что непонятно обязательно фокус. Фокус обязательно должен иметь в себе приём. На нём основывается фокус. Чтобы понять, как обыкновенные по сути своей действия фокусника становятся трюком, рассмотрим известный иллюзионный трюк "Распиливание". Существует много вариантов исполнения этого трюка. Возьмём один из них. В манеж выкатывают прямоугольный ящик на ножках. Открывают верхнюю крышку, и в ящик ложится ассистентка. Она пропускает руки, ноги и голову в отверстия ящика наружу. Крышку закрывают и двуручной пилой распиливают ящик на две половины.
Так видят зрители эффект этого фокуса. На самом деле всё происходит несколько иначе. Когда ассистентка ложится в ящик, она выдвигает в отверстия вместо своих ног муляж, бутафорские ноги, и сама ложится в ящик, складываясь, подтянув колени к подбородку, что даёт возможность распилить ящик пополам. В этом трюке используется приём Подмена. Вместо ног ассистентки видны бутафорские ноги, муляж. Подменив настоящие ноги ассистентки, зрителя убеждают в том, что девушка занимает весь ящик, и если его распилили, вероятно, распилили и девушку. Но девушка жива и здорова! Зритель удивлён, восхищён, он в недоумении. Трюк получился. Так приём Подмена произвёл эффект фокуса. Если все те же действия в трюке "Распиливание" произвести без зрителей в пустом зале, трюка не будет, хотя все действия проделаны от начала до конца. Для того чтобы получился трюк, обязательно нужен зритель, внимательно смотрящий на происходящее действие. Фокус происходит не на сцене или в манеже, а в сознании зрителя, в его восприятии происходящего действия. Без чего не может быть фокуса? В первую очередь без зрителя. Искусство танца, пение может существовать без зрителя. Можно танцевать и петь для себя, получая при этом эстетическое удовольствие. А вот показывать фокусы самому себе нельзя. Фокуснику обязательно нужен зритель. Причём внимательный и трезвый. Да, фокус, как и все другие виды искусств, существует для зрителя, но Иллюзионное искусство отличается от всех других видов тем, что не может существовать без зрителя, без его непосредственного присутствия. Фокусу сродни театр, искусство актёра, воспринимаемое зрителем в момент действия. ФОКУС иллюзионный трюк. Самостоятельное, законченное, сюжетное действие, реально происходящее в присутствии зрителя. Производит на зрителя необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект. Этот эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором используются психофизиологические особенности человека. В результате воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю иллюзорным, то есть в искажённом виде и оценивается им как невозможное, необъяснимое. В фокусе мы различаем:
Рассмотрим три фокуса. Три эффекта:
Три разных трюка, три разных эффекта. Они совершенно не похожи, но объединяет их одно: общая тема Исчезновение.
По материалам сайта http://www.membrana.ru |
||||||||||||||||||||||||