Впервые Эмиль КИО "поехал" на гастроли, когда ему исполнилось всего полтора месяца. В два года его привели в цирк на представление и посадили в первом ряду. Он с удовольствием смотрел на жонглеров, наездников, клоунов. Особенно обрадовался, когда на манеж вышли мама и папа. Но вдруг папа заставил маму залезть в ящик и принялся распиливать её большой пилой. Эмильчик не выдержал и с ревом кинулся на арену. А его первый дебют в манеже был неожиданным даже для отца и матери. Как-то, играя в прятки со своими сверстниками, маленький Эмиль залез в ящик, стоявший за кулисами, и пока приятели пытались найти его, заснул. Вывалился он из ящика к великому восторгу зрителей и конфузу своих родителей уже на залитом прожекторами манеже. Эмиль Эмильевич с самого детства хотел пойти по стопам отца. Но высшее образование в те годы было очень престижным, и отец настоял, чтобы сын поступал в Московский инженерно-строительный институт. Закончил МИСИ имени Куйбышева со специальностью инженер-градостроитель. Часто в институте он не мог удержаться от соблазна показать тот или иной фокус студентам и преподавателям. И вот однажды на экзамене один из преподавателей съязвил: "Ну, Кио, вытащите-ка билет номер один". "Пожалуйста", - невозмутимо ответил он и взял первый попавшийся. Представьте изумление экзаменатора, когда это действительно оказался билет номер один. «Я довольно-таки неплохо учился, — вспоминает Эмиль, — у меня с математикой всегда хорошо было — и в школе, и в институте, — а мой дипломный проект участвовал в конкурсе по реконструкции, озеленению и планировке Театральной площади в городе Рязани, выиграл конкурс, и по этому проекту сделали площадь... Меня Министерство образования наградило медалью “За лучшую научную студенческую работу СССР”. Два месяца я работал мастером в тресте по строительству набережных и мостов.» Но желание удивлять никогда не покидало Эмиля. И он вернулся в цирк... В 1961 году пришел в аттракцион к отцу, четыре года выступал с ним. Его приобщение к профессии происходило, например, следующим образом: как-то отец находился на гастролях в Англии. Зашел в иллюзионный магазин. Посмотрел каталог фокусов и увидел интересный трюк: фокусник брал мягкий канат, бросал его вверх – и канат становился твердым шестом, по которому лез гимнаст. Когда гимнаст опускался вниз, шест вновь становился мягким канатом. Еще в каталоге говорилось, что этот трюк в силу своей сложности неисполняем. Эмиля Теодоровича это раззадорило. Он приехал домой и решил сделать этот номер. Никто не мог придумать, из какого материала сделать канат, чтобы он выдержал вес гимнаста. А Эмиль в своё время в институте изучал сопротивление материалов. Зная вес гимнаста, он определил те нагрузки, которые испытывает материал, и посоветовал сделать шест из нужного материала. Канат сделали, номер пошел! До сих пор он сохранился в репертуаре и у него, и у брата Игоря. После смерти отца весь его репертуар перешел к Игорю. Репертуар перешел к нему еще и потому, что его мать была ассистенткой у отца. Говорят, что все свои секреты отец в основном передал старшему сыну, но Эмиль это отрицает: «Игорь тоже работал с отцом. С 60-го года мы работали все вместе. А когда отец умер, мы разъединились. Сначала у нас были одинаковые аттракционы — дубли. Игорю остался аттракцион отца с его ассистентами. А мне пришлось делать новую аппаратуру, набирать новых ассистентов, шить новые костюмы, писать новую музыку... Но мы за рекордно короткий срок — за три с половиной месяца — все это сделали, и первые наши гастроли были в Ялте. Постановщиком нового аттракциона был известный режиссер А. Арнольд. Это было в 66-м году. С этого времени у нас с братом не осталось ни одного похожего номера, кроме трюка отца — сжигания женщины. Но даже и этот трюк у нас делается немножко по-разному.» Первое звание Эмиль получил в 1969 году – заслуженный артист Северо-Осетинской АССР. Звание заслуженного артиста РСФСР получил в 1977 году. Гастролировал в ГДР, Голландии, Мексике, ФРГ, Швейцарии, Японии. Эмиль КИО считает, что для иллюзионистов самый «страшный» зритель – дети. Они очень часто догадываются о механизме фокуса. Дети не обременены высшим образованием, законами физики... Любую проблему они решают элементарно. Однажды после представления к нему подошел мальчик и передал пухлую тетрадку, в которой описал механизм всех моих фокусов. Представляете, на семьдесят процентов угадал! Эмиль КИО лично делился своими маленькими тайнами с читателями журнала "Юный техник" на протяжении шестнадцати лет - с 1976 по 1992 год. В этом журнале у него была фирменная рубрика "По ту сторону фокуса". Она предназначалась для маленьких читателей и учила их мастерить магический инвентарь, чтобы участвовать в художественной самодеятельности. Позже выяснилось, что эту рубрику читали не только дети. Эмиль Эмильевич знаком с иллюзионистами Зигфридом и Роем. Сначала он познакомился с Зигфридом в Осаке, когда тот пришел на его представление. После представления они долго с ним беседовали. Зигфрид рассказал Эмилю, что толчком к его карьере иллюзиониста послужило выступление отца, Эмиля Теодоровича: когда-то давно Зигфрид пришел на цирковое представление – просто так, поглазеть. Его поразил номер: юношу и девушку сажают в отдельные шары, поднимают над манежем – и меняют местами. Трюк довольно сложный. Естественно, он производил на зрителей большое впечатление. По словам Зигфрида, именно этот трюк произвел переворот в их судьбе: он с Роем эмигрировал из ГДР в США (в то время это был поступок!), и их взял под свою крышу респектабельный отель... Сейчас у Эмиля КИО имеется длительный контракт на работу в Японии. В 1992 году он был приглашён на три месяца, как обычно приглашаются цирковые артисты. Потом ему предложили остаться, попробовать поработать в варьете. Поработал еще три месяца - и заключил контракт на пять лет. Последнее время Эмиль живет полгода в России - полгода в Японии. Там уже сложилась "его" публика, постоянные зрители, создан реквизит, который просто невозможно привезти в Москву ни по воздуху, ни по воде: дорожные тарифы сделали все эти коробки из дерева и картона буквально золотыми. По закону иностранные граждане могут проживать в Японии только полгода. Потом надо хоть на день покинуть страну. Два месяца Эмиль работает в варьете на Хоккайдо, оставшиеся четыре - на главном острове Хонсю, где выступает на самых крупных площадках страны. Другую половину года он проводит в Москве. В 1998 году был сделан дубль-реквизит, и Эмиль КИО смог два месяца выступать в Санкт-Петербурге - в цирке на Фонтанке, а в 2002 году - в Большом Московском цирке. |
||||